Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Призвание как судьба

Некоторые люди задаются вопросом, что такое призвание? Многие думают, что это склонность к какому-то делу, которое человек выполняет необыкновенно талантливо. Для меня призвание — состояние, когда человек выбирает свою профессию, руководствуясь сердцем. Именно руководствуясь сердцем, Лариса Александровна Минеева стала заниматься любимым делом, ведь не зря её называют Хантыйкой по призванию. И прежде чем приехать работать в мою школу, Л.А. встретилась на своём жизненном пути с Евдокией Александровной Белкиной (она жила и работала в Агане) и с Еремеем Даниловичем Айпиным (он выпускник Аганской школы). Я думаю, что это судьба.

Вы спросите, кто же такая Лариса Александровна? Сейчас я вам о ней и расскажу.

1960 год. Украина, г. Красный Луч. Здесь 30 августа в простой советской семье (отец – мастер холодильного оборудования, мать – работник в кинотеатре) родилась девочка, и назвали её Лариса. Отец девочки очень любил писать картины маслом и сочинять стихи, а мама любила петь песни. Были эти таланты и у их дочери. 7 лет Лариса училась в музыкальной школе, хотела поступить в музыкальное училище, но судьба распорядилась по-своему…

В 1980 году Лариса Александровна окончила Гудермесское педагогическое училище и стала работать учителем начальных классов в Новожизненской средней школе №1

Призвание как судьба

Вот как Лариса Александровна вспоминает свой первый учительский день в сельской школе в Чеченской республике, куда она попала по распределению.

«Я пришла в школу, поздоровалась, мне никто не ответил. Оказывается, никто из них не знал русского языка. Школа была сельская, детей было много, в первом классе — 35 человек. И из всех только одна девочка немного разговаривала на русском.

Я помню, один мальчик на первом уроке всё время тянул руку и говорил что-то по-чеченски. А я не понимаю, говорю, садись, он опять тянет руку. Потом девочка говорит: «Выпустите его, он в туалет хочет». Вот такой отличный у меня первый урок получился».

Продолжая работать учителем, в 1982 году Лариса Александровна поступает в Чечено-Ингушский государственный университет на географический факультет и в 1988 году она заканчивает учёбу. 

Призвание как судьба

К этому времени она уже работала учителем у себя дома.

В 1993 году Лариса Александровна с мужем переезжают на место жительства в Лангепас. С 1993 года по 2011 год она работала учителем в школе №5 г. Лангепаса.

Еще в 1994 в школе ввели предмет «Краеведение». Лариса Александровна начала заниматься культурой народов ханты и манси. Она вспоминает:

«Изучать Югорский край я начала с материалов краеведческого музея. Судьба свела меня с замечательным человеком, Евдокией Александровной Белкиной, которая и определила мой дальнейший учительский путь. Русская по национальности, Евдокия Александровна в совершенстве владела хантыйским языком и культурой. Это был мой первый учитель. И я решила для себя, что буду прививать любовь ребят к своей малой родине так, как учила меня Евдокия Александровна. Тогда впервые я взялась за написание учебного пособия для учеников. «Духовная культура народов ханты и манси», книга, которая получила одобрение знаменитого хантыйского писателя Еремея Даниловича Айпина».

Уроки краеведения – это уроки нравственности. Доброте, справедливости, сочувствию, красоте, любви к ближнему, всему этому Лариса Александровна учила ребят на примере хантыйских сказок, легенд, мифов. Вместе с учениками она создала национальный кукольный театр, куклы для спектаклей делали ребята, а затем и сами, в качестве актеров, вышли на сцену, открывая в себе творческие способности.

Став лауреатом конкурса «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» «Стратегия успеха», Лариса Александровна создала на базе школы «Этнографический центр».

Призвание как судьба

Особенность его состояла в том, что экспонатами были работы детей, сделанные по хантыйской технологии. В стенах центра они чувствовали себя мастерами декоративно-прикладного искусства, развивая при этом эстетические восприятия и чувства.

С ребятами она часто ездила в небольшие экспедиции по местам селения коренных жителей. По итогам таких поездок рождались исследовательские проекты, но самое главное — у ребят появлялась гордость за свой край, за тот немногочисленный народ, который испокон веков проживает на этих землях. В юных исследователях, юных географах пробуждалась жажда к знаниям, желание познать мир, узнать прошлое своей страны. 

В это время в знак благодарности появляется заметка в газете «Хантыйка по призванию».

Призвание как судьба

В 2007 году Лариса Александровна была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Призвание как судьба

С 1 февраля с 2011 года она начала работать учителем географии и культуры народов Севера (ханты и манси) в моей школе.

Лариса Александровна и здесь продолжила свою работу, если, конечно, можно назвать работой то дело, в которое вкладываешь всю себя.

Кружок «Национальный кукольный театр». Многие его посещали с удовольствием. Мы показывали различные хантыйские легенды, куклы помогали нам. Но и без кукол тоже было интересно почувствовать себя в роли героя из хантыйской легенды.

А как интересно проходили её уроки географии, культуры народов Севера! Мы разрабатывали маршруты путешествий по родному краю, отправлялись в кругосветное путешествие с героями Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Под руководством Ларисы Александровны ребята участвовали во Всероссийских, региональных, окружных, районных конкурсах исследовательских работ, конференциях, акциях. Это и конкурс исследовательских работ «Угорское наследие», анимационных фильмов «Вонт Сурем * Таёжные узоры», творческих работ «Югра литературная», конкурс сочинений «Мой край родной». (Дипломы, грамоты, сертификаты можно посмотреть здесь)

Лариса Александровна щедро делится своим опытом, участвуя в международных, Всероссийских, региональных, окружных, районных конференциях.

Участвовала она 2 раза в районном конкурсе «Учитель года» и оба раза получила диплом победителя в номинации «Лучший педагогический опыт». А в этом году выступила и в окружном конкурсе «Педагог Югры-2018».

Есть у Ларисы Александровны и печатные работы. В соавторстве с Макаровой М.Е. созданы «Методические рекомендации для учителей» и «Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса» по предмету «Культура обско-угорских народов», напечатанные в Нижневартовске в 2014 году.

Сейчас Лариса Александровна вместе с Ольгой Васильевной работают над созданием мультимедийного пособия «Материальная культура народов ханты и манси». Заниматься по этому пособию – одно удовольствие! Здесь есть и видеоуроки, и учебный текст с рабочей тетрадью, и иллюстрации, и мультфильмы, стихи, рассказы на хантыйском и русском языках (их читают ученики нашей школы), красочный видеоразговорник «Говорим на языке ханты» (озвучивает В. Яскевич, ученица 9 класса). 

Частыми гостями в школе бывают работники телевидения, приезжают корреспонденты районной газеты. 

 

Я провела в школе анкету-синквейн. Ученики подобрали яркие эпитеты, характеризующие Ларису Александровну, рассказали о её действиях, выразили личное отношение, сделали вывод. 

 

У нас в школе есть литературно-краеведческий музей. А с прошлого года мы с Ольгой Васильевной начали вести и виртуальный литературно-краеведческий музей «История школы в истории судеб». Есть на сайте и страничка, посвящённая прекрасному педагогу, влюблённому в свой родной край, хорошему человеку Ларисе Александровне Минеевой.

Лариса Александровна связала свою судьбу с нашей школой, с родной Югрой. И действительно, её призвание – сохранять и возрождать культуру, язык, традиции, фольклорное наследие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – и есть её судьба.

Anastasiya