Биография Елены Денисовны

Кулинич (Кельмина) Елена Денисовна

Родилась 2 марта 1946 года в селе Угут Сургутского района Тюменской области.

В 1963 году окончила 8 классов Угутской восьмилетней школы.

1963 – 1967  – годы учёбы в Ханты-Мансийском педагогическом училище.

1967 – 1972 – годы учёбы в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена.

В августе 1972 года принята учителем русского языка и литературы Аганской восьмилетней школы.

Октябрь 1973октябрь 1976 года – завуч Аганской восьмилетней школы.

Сентябрь 1976 г.август 1979 года – директор Аганской восьмилетней школы.

Февраль 1981 г.сентябрь 1982 г. – председатель исполкома Аганского сельсовета

Сентябрь 1988 г. – сентябрь 1990 г. – методист кабинета окружного института усовершенствования учителей по написанию учебников, пособий на родном языке.

Сентябрь 1990 г. – по сей день – учитель русского языка и учитель хантыйского языка и литературы Аганской МНОСШ.

Август 1990 г. – участие в 7 Международном Конгрессе финно – угорских народов в Венгрии по проблемам возрождения языка, культуры, традиций финно – угорских народов.

Декабрь 1993 г. – учистие в Первом Всемирном Конгрессе финно – угорских народов в г. Сыктывкаре.

1994 г. – награждена значком “Отличник народного просвещения”

1997 г. – присвоено почётное звание “Заслуженный работник образования” 

соавтор букваря для 1 класса на хантыйском языке сургутского диалекта.

соавтор учебника по хантыйскому языку для 3 класса.

2000 г. – автор хантыйско – русского разговорника (сургутский диалект)

2001 – 2002 гг. – разработала и апробировала программу интегрированного факультативного курса “Традиционная культура и быт ханты”.

2004 г. – подготовила для переиздания книгу для чтения 3 класс.

2004 – 2007 гг. – работала над переводом на хантыйский язык топонимику территории Аганского сельского Совета, который войдёт в тематический словарь хантыйского языка (сургутский диалект).

Из воспоминаний Елены Денисовны:

“В Аганскую школу я приехала работать после августовской конференции в 1972 году. В Сургутском районе предлагали работу в своём родном селе Угут (Сургутский район), но я предпочла самостоятельную жизнь вдали от родных и близких.

До сих пор с благодарностью вспоминаю коллектив, с которым начинала свою трудовую деятельность, за то, что оказывал мне поддержку и помог в моём становлении как учитель. И сейчас, спустя много лет, я ничуть не жалею, что выбрала именно эту профессию.

А в далёком 1972 году было так.

Школа старая, деревянная, классные комнаты маленькие, отопление и печное. В холодные дни дети занимались в одежде, иногда писали в рукавицах. Очень часто занятия проводились при свете керосиновых ламп, т.к. в то время не было круглосуточного электроосвещения.

Перед началом учебного, в конце августа, нас, молодых учителей, отправляли по юртам собирать детей. Не все охотно уезжали от своих родителей. Одни убегали, иных родители сами прятали где-нибудь. Это, конечно, единичные случаи, учебный тол всегда начинали своевременно.

Как и по всей стране, 1 сентября открывала торжественная линейка, а потом проводился первый урок-урок Мира. У меня к этому празднику всегда было особое чувство. Теперь я понимаю: после летнего отдыха снова возвращаешься к своему любимому делу.

В материальном отношении школа была очень бедна. Несмотря на это, молодые учителя с большой ответственностью относились к работе. Очень тщательно готовились к каждому уроку: просматривали различные журналы и газеты, делали вырезки иллюстраций, газетных статей, своими руками делали почти весь раздаточный материал. Помню, к каждому уроку я писала подробнейший конспект урока, в котором набрасывала даже предполагаемый вариант ответа ученика.

В недалёком прошлом дети приходили в подготовительный класс, совершенно не зная русского языка, но к концу подготовительного класса эти же дети могли свободно изъясняться на чужом для них языке. Такие чудеса творила учитель подготовительного класса Венго М.В. Теперь всё по-иному: дети приходят в первый класс, совершенно не зная родного языка.

Вспоминаются мероприятия, проводимые коллективом по случаю празднования знаменательных дат. Огромную помощь оказывали в подготовке таких мероприятий родители. Особенно запомнились мероприятия, посвящённые дню образования нашего тогда государства – СССР. Они проводились в форме путешествия, в ходе которого дети знакомились с жизнью, традициями, обычаями и культурой народов, населяющих огромную территорию нашей страны.

Запомнились смотры строя и песни, посвященные дню Советской Армии и Военно-морского флота. В эти дни школа становилась маленькой воинской частью, где после уроков только и было слышно, как маршировали отряды и тренировались в отдаче рапортов. Дети в эти дни становились более собранные, подтянутые. Значительную роль в организации внеклассной работы играли пионерская и комсомольская организации.

Учителя школы принимали активное участие в общественной жизни села. Мы часто делали доклады к политическим праздникам, читали лекции по радио и выступали перед населением. Тематика была разная, но без внимания не оставались темы воспитания в семье.

Активное участие принимали в проведении выборных кампаний в местные и государственные органы, выступали с концертами перед населением.

И на всё это находили время.

Кулинич Е.Д. – учитель МОУ “Аганская ОСШ”